Иногда, для того чтобы понять сущность того, что ты делал, нужно на время перестать это делать, успокоится и тогда в тишине придет осознание того, что нужно делать на самом деле. И тогда все, что ты делал раньше, что выстраивал и шлифовал, собирал по крупицам и бережно складывал на стол приобретает целостный образ. 3 года я занимаюсь частным кредитованием и развиваю систему, которая позволяла бы управлять рисками, связанными с этим видном деятельности, но только сейчас я отчетливо понял, что и самое главное почему я выстраиваю эту систему именно таким образом, а для того, чтобы мое озарение было четким и конкретным, я сформулировал 10 принципов кредитования.
1. Все, что мы делаем — начиная от обращения клиента и заканчивая возвратом займа — основывается на точной оценке платежеспособности клиента.
2. Нет плохих и хороших клиентов. Все клиенты склонны переоценивать свою платежеспособность и искажать информацию. Наша задача определить, пойдет ли заем на пользу клиенту с точки зрения его платежеспособности или только усугубит существующие проблемы.
3. Мы сами должны заботится о возврате займа и управлять условиями кредитования таким образом, чтобы сделать процесс возврата займа простым, понятным и удобным для клиента. Не надо рассчитывать на то, что клиент сможет погасить заем целиком, лучше изначально оговорить рассрочку по выплате основного тела займа — частями по 10-20%, показав преимущества такого варианта в виде уменьшения долга и уменьшении процентных выплат.
4. Важно сформировать у клиента положительную мотивацию в погашении займа. В большинстве случаев такая мотивация как «долги нужно отдавать» оказывается иллюзией, которая исчезает при первых же сделках. Гораздо эффективнее сделать процесс возврата займа выгодным клиенту.
5. Просрочки в исполнении обязательств всегда связаны с платежеспособностью клиента, но не являются признаком его злого умысла. Наибольший результат дает выстраивание отношений с клиентом таким образом, чтобы ему было выгоднее сотрудничать с вами, чем уклоняться от выполнения своих обязательств.
6. Жадность — плохой партнер в деле кредитования. Лучше выплаченные 100 долларов, чем 500 долларов непогашенных обязательств. Поэтому мы рекомендуем идти на компромиссы и уступать клиентам в диапазоне тех денег, которые были созданы в результате невыполнения клиентами своих обязательств. За вложенные деньги нужно биться до последнего.
7. Наше преимущество в том, что каждый проблемный случай мы рассматривали и рассматриваем как определенную обратную связь и возможность повысить эффективность системы оценки платежеспособности и управления условиями займа. Мы понимаем преимущество обмена информацией между партнерами — это позволяет умножить общий результат и в конце концов личный результат каждого партнера.
8. Мы предпочитаем использовать партнерство как ресурс времени и управления рисками, мы делимся сделками, понимая что доверие — гораздо больше чем деньги, а деньги — не только бумажки в кошельке.
9. Ресурсное состояние кредитора — спокойствие и ясность ума при известной мере осмотрительности и внимании к деталям. Именно поэтому я обычно говорю: думайте о сделках с конца, сначала — как я верну, потом — сколько я дам. И очень важно использовать опыт партнеров, которые уже давно работают в кредитовании — можно сэкономить хорошие деньги на их шишках.
10. Успехи опьяняют, сбивают прицел, позволяют расслабится, хотя мир денег — это море, в котором нужно постоянно быть внимательным, скромным и готовым учиться новому, чтобы не утонуть в его волнах.