Get Adobe Flash player

В последнее время статьи периодических изданий и интернет ресурсов, посвященные теме инвестирования, все чаще стали говорить о прямых инвестициях в бизнес как наиболее устойчивом вложении во время растущей угрозы коллапса долговой экономики и кризиса валют. Финансовый сектор, накачавшийся долговыми бумагами, может испытывать серьезные проблемы с ликвидностью, в том числе банки, ранее не замеченные в игре с финансовыми производными инструментами, обслуживающие реальный сектор экономики и оказывающие финансовые услуги населению — теперь они будут терять доверие клиентов, а это самое страшное для банковского бизнеса. Фондовый рынок все больше будет напоминать «американские гонки», а валюты перестанут быть сколь нибудь надежным средством накопления.

Преимущество прямых инвестиций в бизнес в данной ситуации заключается в том, что инвестор и предприниматель взаимодействуют без финансового посредника (чаще всего банка): предприниматель получает необходимое финансирование, а инвестор находит объект приложения капитала. Это позволяет инвестору быть ближе к реальному сектору экономики, где на глазах инвестора обслуживаются клиенты, производится продукция или продаются товары. Но, как и любое другое направление инвестирования, прямые инвестиции в бизнес имеют свои риски, а значит инвестору нужны определенные знания и опыт, чтобы минимизировать их. Как это сделать?

Отделим зерно от плевел
Прежде всего оговорим те варианты инвестирования в бизнес, которые широко предлагаются для частного инвестора, но по сути являются черной дырой для капитала. Это стартапы, самозанятость, молодой бизнес,  так называемый готовый бизнес. Основной риск стартапа — слабость менеджмента и незначительный предпринимательский опыт, либо его полное отсутствие, что чаще всего приходится компенсировать инвестору, а значит надо иметь соответствующий опыт и знания на достаточно высоком уровне. Самозанятостью по типологии Кийосаки я называю разновидность своего дела, при котором сам владелец оказывает определенные услуги, что чаще всего говорит о полном отсутствии каких-либо бизнес-процессов, нестабильном поступлении дохода, сильной зависимости от конъюктуры рынка и личных факторов. Молодой бизнес — с опытом предпринимательской деятельности до 1 года — рискован тем, что он еще не доказал своей эффективности и устойчивости на более длинном промежутке времени, поскольку может еще питаться на стартовом капитале владельцев. Готовый бизнес — это тот случай, когда вам пытаются продать пустую коробку, внушая вам, что там находится что-то невообразимо ценное. Чаще всего под вывеской готовый бизнес продается всего лишь право аренды, юридическое лицо, документы и бывшее в употреблении имущество, которые в сумме стоят гораздо меньше тех денег, которые запрашивают продавцы. Гораздо дешевле открыть такой бизнес с нуля. Плюс опять же отсутствие менеджмента. Если заниматься управлением готовым бизнесом самому или нанимать директора, то не называйте это инвестициями. Наш вариант — это малый бизнес с хорошим менеджментом, где как минимум прорисовываются бизнес-процессы, с стабильно поступающей выручкой от реализации продукции, товаров и услуг. Как же это определить?

Выписка счета. Двойная бухгалтерия.
Возьмите выписку счета — этот источник информации вас не обманет, если, конечно же, вы умеете с ним работать. Если движение денежных средств слабое, выручка поступает нерегулярно, а все, что поступает, идет на расходы, не инвестируйте в этот бизнес. Конечно, сам владелец постарается вас убедить, что это только начало великой эпохи процветания, изобилия и финансового достатка, или расскажет, что основные обороты идут по «черной» бухгалтерии. Все это сказки братьев Гримм. И уясните сразу: двойная бухгалтерия — это зло для инвестора, поскольку это означает, что о никакой прозрачности и достоверности финансовой информации не может быть и речи.

Большой оборот не значит большая прибыль.
Не искушайтесь большими оборотами по расчетному счету. Выручка — это лишь те деньги, которые поступили на расчетный счет, но далеко не те, которые в конечном счете станут прибылью. Я обычно стараюсь понять маржу (выручка минус товар или выручка минус себестоимость) и техническую прибыль (маржа минус производственные расходы). Если есть и то, и другое — можно о чем-то разговаривать.

Определение прибыли.
В конечном итоге нас будет интересовать техническая прибыль, потому что это как раз то ценное, что есть в бизнесе, то, ради чего он, собственно, и был создан. Для инвестора прибыль — это источник возврата вложенных средств и получения дохода. В бизнес, который не приносит прибыли, инвестировать — самоубийство. Вот почему я никогда не пойму инвесторов, вкладывающих денежные средства в государственные долговые бумаги, эмитируемые государствами с дефицитом государственного бюджета (читай — отсутствием прибыли). Есть, конечно, случаи, когда инвесторы вкладывают деньги в компании, которые не показывают прибыль, более того могут быть убыточными или находиться на стадии банкротства. Однако это совсем другая тема, а мы вернемся к теме нашей статьи.

Почему я использую именно этот термин — «техническая прибыль»? Дело в том, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности владелец бизнеса чаще всего не ведет управленческого учета, и прибыль, которую он получает, расходуется. Возьмите выписку расчетного счета любого бизнеса, в 9 случаях из 10 вы не увидите прибыли как остаточной суммы по выписке. Другое дело бухгалтерский баланс, вопрос только в том, можно насколько достоверна в нем информация. Подробнее о технической прибыли  можете почитать в моей статье «Управление движением денежных средств в бизнесе».

Я обычно инвестирую в те компании, которые пользуются моими услугами как консультанта, где я ставлю учет, который разделяет выручку, маржу, техническую прибыль, где я могу оптимизировать расходы и уменьшить издержки. Согласитесь, так намного удобнее. Теперь поговорим о нюансах. Как известно, дьявол таится в деталях.

Бойтесь затоваренности
Одна из ошибок владельцев бизнеса заключается в замораживании денежных средств в товаре, что существенно снижает эффективность использования оборотных средств и повышает риски невозврата инвестиций.  Поэтому инвестору очень важно понять оборачиваемость товара и объемы залежавшегося товара на складе. Спорить с владельцем и учить его бизнесу не нужно, но отказаться от инвестиций в бизнес, который не обрабатывает закупленный товар, — святое право инвестора.

Бойтесь клиентов — государственные организации
Многие государственные организации в нашей стране, больше всего в строительной отрасли, имеют привычку не оплачивать отгруженный товар и оказанные услуги. Это может существенно навредить бизнесу, поскольку себестоимость услуг или продукции или стоимость товара ложится в таком случае на бизнес. Хотя  справедливости ради стоит отметить, что государственные предприятия друг другу рознь. В последнее время слышу, как все расхваливают платежеспособность животноводческого сектора, в том числе государственных предприятий. Но, как говорится, береженого Бог бережет.

Бизнес — это документы
Еще одна ахиллесова пята бизнеса это юридически правильное оформление взаимоотношений между владельцами, владельцем и директором, бизнеса и поставщиками, бизнеса и клиентов, бизнеса и сотрудников. У бизнеса должен быть один владелец, два это уже плохо, поскольку закладывает риск перетягивания каната, что может сильно навредить интересам инвестора через какое-то время, хороший бухгалтер, поставленный бухгалтерский учет в 1С, заплаченные налоги, отсутствие претензий со стороны хозяйственных судов, оформленные отношения с сотрудниками. Не надо недооценивать все эти вопросы, любой из них может выбить из колеи нормально работающий бизнес.

Оформление прямых инвестиций
Существенным условием уменьшения рисков со стороны инвестора при прямых инвестициях в бизнес является правильное оформление взаимоотношений инвестора и владельца бизнеса. Я выделяю три формы инвестирования в бизнес:

1) предоставление займа на расчетный счет с защитой денежных средств от девальвации, фиксированной суммой процентов, неустойкой и поручительством директора или владельца как физического лица;

2) предоставление займа на расчетный счет с защитой денежных средств от девальвации, без указания суммы процентов, с неустойкой и поручительством директора или владельца как физического лица с одновременным заключением соглашения, по которому инвестор получает процент от прибыли или дивидендов согласно бухгалтерского баланса;

3) приобретение доли в бизнесе с правом доступа к финансовой отчетности с заключением так называемого «брачного договора» — соглашения, в котором оговаривается   процент от прибыли или дивидендов согласно бухгалтерского баланса и — обязательно! — условия выхода инвестора из бизнеса.

Как вы уже могли заметить, эти варианты отличаются в первую очередь степенью участия инвестора в распределении прибыли бизнеса и соответственно степенью его зависимости (читай риска) от роста или регресса бизнеса. Что лучше, что хуже — сложно сказать. Все зависит от конкретной сделки. В инвестировании нет универсальных формул, есть только многообразие инвестиционных решений, которые обогащают арсенал инвестора, повышая его шансы на удачную сделку. Но все же свое мнение по поводу предложенных вариантов выскажу.

О прибыли и дивидендах
Бесспорно, прибыль и дивиденды - одни из самых важных показателей эффективности бизнеса, которые говорит инвестору «извне» о здоровье бизнес процессов и движении денежного потока в нем, и тем самым формирует инвестиционную привлекательность того или иного бизнеса. Но в месте с тем, это одни из самых волатильных (т.е. изменчивых) показателей бизнеса, которые чутко реагирует на изменение рынка, процессов, менеджмента, стоимости оборотных средств. Это ставит инвестора в зависимость от тех процессов, на которые он никоим образом не может повлиять, если конечно, это не оговорено условиями инвестиционного соглашения, а именно так чаще всего и происходит.

Наглядный пример
Проиллюстрируем логику таких рассуждений: в моей статье «Управление движением денежных средств в бизнесе» есть наглядная схема, которая показывает, что движение денег в бизнесе похоже на движение грузового состава по железной дороге через определенные станции, на которых состав «разгружается», т.е. оставляет часть денег. Если работа железной дороги организована хорошо, то на каждой станции остается ровно столько груза (читайте денег), сколько необходимо для выполнения функциональных задач. Но если груза выгружается больше, то до каждой последующей станции доезжает меньший объем груза, а к конечной  может придти практически пустой состав. Иными словами, чем ближе находится станция к пункту отправки, тем выше вероятность получить груз в полном объеме, и наоборот, чем дальше станция тем выше вероятность недополучить груз. И если вы не знаете, сколько груза должно было проходить через станции и сколько должно было отгружаться (вопрос непрозрачности или искажения финансовой информации), то вам, как инвестору извне, чрезвычайно сложно понять, обманывает ли вас начальник состава, отчитываясь за сданный груз.

Этот пример призван показать, что возврат средств в бизнесе лучше всего осуществлять как можно ближе к поступлению выручки на счет, объективно (не брать же деньги из кассы) — на уровне постоянных расходов с расчетного счета. Это делает инвестиции первой формы (займы, банковский кредит) гораздо менее рискованными, чем остальные, но в то же время она ограничивает доход, который потенциально может получить инвестор, фиксированной процентной ставкой. Поэтому инвестиции в виде займа представляются некой крайностью в линейке всех возможных вариантов.

Третий вариант (приобретение доли) это, на мой взгляд, уже другая крайность, поскольку здесь всплывает другой камень преткновения, который я называю конфликтом интересов инвестора и предпринимателя.

Конфликт интересов
В чем суть конфликта? Классический (читай — любой нормальный) инвестор хочет вложить свой капитал таким образом, чтобы в конечном счете возвратить вложенные средства и получить бесконечный устойчивый источник дохода. Скажем так, идеальный план.  Классический (читай — любой нормальный) предприниматель хочет использовать чужие деньги, чтобы создать себе источник дохода и готов разделить его с теми, кто вкладывает в его развитие столько же сил и энергии, сколько вкладывает он сам. В такой ситуации инвестор считает, что участвует в создании источника дохода на равных с предпринимателем, что, на его взгляд, дает ему право на постоянное участие в прибыли созданного на его средства бизнеса, даже если он возвратил вложенные средства. Предприниматель же считает роль инвестора ограниченной посредством вложенной им суммы, поэтому на его взгляд, инвестор должен ограничиться возвратом вложенных в бизнес средств и полученным доходом на капитал, сопоставляя эту доходность с общепринятой на рынке или справедливой по его мнению. На мой взгляд решение этого конфликта лежит в создании таких взаимоотношений, когда инвестор и предприниматель оговаривают управляемый выход инвестора из бизнеса.

Управляемый выход
Что такое управляемый выход? Управляемый выход — это разработанные и согласованные сторонами условия, которые оговаривают поэтапную трансформацию инвестированной суммы, условий доходности и выход инвестора из бизнеса. По сути это соглашение очень близко к брачному договору.

Пример из собственного опыта: малому бизнесу, занимающемуся розничной торговлей автозапчастями предоставляется безналичный займ, который оговаривает фиксированный процент, равный средней стоимости ресурсов на рынке (2% в месяц), плюс процент от дивидендов (10% от суммы дивидендов). Порядок погашения суммы займа оговаривается следующим образом:  стороны оговаривают минимальный срок сотрудничества — 12 месяцев, если одна из сторон возвратит или потребует займ досрочно, то она выплачивает штраф 20% от суммы займа, по окончании срока сотрудничества существует три варианта выхода инвестора из бизнеса: по инициативе предпринимателя — предприниматель возвращает сумму займа плюс бонус (среднее арифметическое от суммы дивидендов, умноженное на два), по инициативе инвестора — возврат суммы займа с отсрочкой платежа (по желанию предпринимателя с выплатой только фиксированного процента), по соглашению сторон — любой третий вариант.

Задача технологии «управляемого выхода» — смоделировать различные варианты развития дальнейших отношений и заложить варианты решения всех потенциально возможных ситуаций, которые защитили бы интересы обеих сторон. На мой взгляд, это хорошее решение для развития отношений предпринимателя и инвестора. А вы как думаете?

В продолжение темы…
Уоррен Баффет инвестирует в предпринимателей
Как правильно оформить участие инвестора в бизнесе
Финансирование малого бизнеса

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Облако меток
Архив
Free counters!