И снова статья, посвященная особенностям работы с малым бизнесом, третья по счету, если вспомнить Управление движением денежных средств в бизнесе и Циклы развития бизнес-проекта с точки зрения движения денежных потоков. На этот раз речь пойдет об устойчивости бизнеса и оценки его платежеспособности — я покажу вам простое, понятное и самое главное эффективное средство решения этой задачи — так называемый метод «бочки».
Представьте себе бочку, в которую поступает вода. Вода символизирует выручку, поступающую в бизнес от клиентов, бочка — объем выручки, которую делает бизнес за определенное время. Бочка имеет три уровня (см. иллюстрацию): красный уровень означает тот объем выручки, который необходим для покрытия постоянных расходов бизнеса (аренда, расчеты с поставщиками, налоги и т.д.). Критерий, указывающий на красный уровень воды в бочке — задолженности по основным расходам, указанным выше.
Желтый уровень означает тот объем выручки, который позволяет перекрывать основные расходы и дает достаточно средств, чтобы выплачивать зарплату себе и сотрудникам. Критерий, указывающий на желтый уровень — отсутствие выплат зарплат или выплаты зарплаты только директору.
Зеленый уровень означает тот объем выручки, который приводит к образованию остаточных денежных средств сверх расходов и оплаты зарплат, иными словами зеленый уровень говорит о том, что бизнес получает прибыль и является рентабельным. Напомню, что рентабельность бизнеса — это отношение чистой прибыли, которую получает в итоге инвестор или собственник бизнеса, к вложенным средствам или стоимости бизнеса.
Как использовать этот метод на практике?
Зная объем выручки в месяц, бюджет бизнеса (его месячные расходы), затраты на оплату труда вы можете легко определить уровень, в котором находится оцениваемый вами бизнес — при покупке готового бизнеса, при инвестициях в малый бизнес, при предложении партнерства. Нет необходимости говорить, что бизнес красного и желтого уровня является рискованным для приобретения и инвестиций в него.
Конечно, кому-то данный метод может показаться не оригинальным, тривиальным даже — мол, сами не хуже считаем, но есть и те, кто не понимает разницы между выручкой, маржой и прибылью или оценивает эффективность бизнеса по обороту или может просто делает свои первые шаги в бизнесе и инвестировании. Этот пост именно для этой второй категории людей. Но мнение людей сведущих все равно будет интересно узнать.
Дима, S — это площадь, а объем традиционно обозначается литерой V
Да, верно. Но, если уж позволите, рисунок править не буду — главное же это идея.
Наглядно, но не более.. как использовать на практике такой способ
Очень легко. При любой форме инвестиций в бизнес данный метод позволяет определить в какой зоне находится интересующий ваш бизнес. Зная, например, среднемесячную выручку и значение «желтого» уровня и разделив первое на второе, вы определите «запас прочности» бизнеса, т.е. насколько его выручка больше минимума, который позволяет бизнесу оставаться в зоне безубыточности