С ноября 2011 года я начал реализовывать себя в бизнесе, стремясь расширить свои знания и компетенции за счет понимания бизнес-процессов и принципов управления движением денежных средств на корпоративном уровне. Но ровно год понадобился для того, чтобы действительно осознать каким должно быть это управление, чтобы действительно содействовать развитию бизнеса и реализации нашей концепции изменения жизни людей. Несмотря на то, что процесс осознания и расширения сознания далеко еще не завершен, это важный момент для меня, поскольку я действительно увидел более действенную и более соответствующую моим принципам и убеждениям альтернативу кредитования. А теперь подробнее об этом.
Управление движением денежных средств в бизнесе — это в первую очередь управление распределением денежных средств и уменьшение потерь. Ниже я привожу схему, которая описывает движение денег в любом бизнесе согласно ключевой точке. Две точки формируют связи, для которых характерны определенные процессы и необходимы определенные инструменты.
Связь «К» — «ТД»
Связь «К» — «ТД» описывает движение денег от клиента туда, где клиент приобретает товар или услугу — мы обычно называем это место точкой доступа. Офис или магазин — это по сути дела определенное пространство, которое клиент непосредственно видит и взаимодействует с ним в отличие от «невидимой» части бизнеса, но вместе с тем именно эта видимая часть ассоциируется клиентом как весь бизнес в целом. Как происходит этот процесс? Клиент приходит в точку доступа за определенным товаром или услугой, после получения которой возникает обязательство клиента оплатить услугу или товар. Вариант предоплаты как частный случай мы не рассматриваем. Т.е. начало движения денежных средств в любом бизнесе начинается с момента поставки клиенту товара или оказания услуги. Первая задача финансового управления — это проконтролировать оплату поставленного товара или оказанных услуг (управление дебиторской задолженностью). Коэффициент эффективности на данном этапе это соотношение выручки к объему проданного товара или оказанных услуг.
Связь «ТД» — «РС»
Связь »ТД» — «РС» описывает движение денег от точки доступа на расчетный счет. Конечно, большинство белорусских предпринимателей любят руководствоваться принципом «наличные к телу ближе» и искренне считают, что расчетный счет — это ловушка со стороны государства. На самом деле, расчетный счет — важнейший инструмент финансового управления, который позволяет более эффективно сохранять, управлять и распределять денежные средства, а для владельцев — еще и контролировать сотрудников, работающих с кассой. Коэффициент эффективности на данном этапе — отношение выручки, поступившей в точку доступа, к выручке, зачисленной на счет (управление инкассацией). Главная задача на этом этапе — устранить расходные операции, которые осуществляются с выручки, из-за чего их практически невозможно отследить, что создает предпосылку для злоупотреблений.
Связь «РС» — «ТП»
Связь «РС» — «ТП» описывает осуществление расходов, связанных с хозяйственной деятельностью компании. Причем, обратите внимание, на этом этапе оплачиваются только текущие расходы: задолженности за предыдущий или любой другой период, финансирование развития осуществляются на другом уровне. Для чего это необходимо? Руководствуясь здравым смыслом, нормальный владелец бизнеса хочет прежде всего рассчитать прибыль. Прибыль — это доходы (деньги, которые пришли на счет) минус расходы (деньги, которые связаны с хозяйственной деятельностью бизнеса в текущем периоде). Почему доход — это инкассированная выручка, а не объем проданных товаров и услуг и не выручка, вошедшая в точку доступа? Потому что, только тогда, когда принимать доходом инкассированную выручку, остаток на расчетном счету будет всегда соответствовать технической прибыли. В противном случае информация всегда будет неточной. А финансовое управление — это, прежде всего, точность данных, а значит точность принимаемых решений. Но почему тогда расход для расчета прибыли — это только текущие производственные расходы? Потому что если рассматривать работу любого бизнеса в спокойном ритме, когда нет задолженностей и нет необходимости инвестировать часть денежных средств в развитие, прибыль будет рассчитываться именно так, и это логично. Почему же тогда, когда возникает необходимость закрывать задолженности и инвестировать деньги в развитие, эти деньги нужно включать в расходы при расчете прибыли? Не целесообразнее ли рассчитать прибыль, а потом уже из нее закрыть задолженности или вложить деньги в развитие? Поэтому я ввожу понятие техническая прибыль, которая отличается от прибыли фактической, которую владельцы распределят между собой, но она показывает сколько денег в общем итоге заработал ваш бизнес. Это ключевой принцип финансового управления — разделение общего денежного потока на подпотоки, чтобы не вносить искажения и увидеть максимально точную и полную картину для принятия управленческих решений. Главная задача на этом этапе — оптимизация расходов (управление расходами).
Связь «ТП» — «ФП»
Связь «ТП» — «ФП» описывает по сути распределение денег, заработанных бизнесом. На этом уровне закрываются задолженности, которые необходимо вычленить из общего денежного потока и обслуживаются обязательства (например, выплачиваются проценты по кредитам).
Связь «ФП» — «Д»
Связь «ФП» — «Д» описывает дальнейшее распределение денег. На этом уровне осуществляются вложения денежных средств в развитие, которое мы рассматриваем как инвестиции, а значит закладываем возврат этих денежных средств, формируются фонды, а оставшиеся деньги распределяются между владельцами в качестве дивидендов.
В чем преимущества данной модели?
Во-первых разделение денежного потока, точное его описание, что позволяет обеспечивать владельца более точной финансовой информацией. Во-вторых данная модель позволяет формировать профицитный бизнес. Это значит, она не забивает прибыль, а наоборот позволяет точно определить ее и эффективно ей распорядиться. В третьих, она позволяет управлять дебиторской задолженностью, расходами, обязательствами и точно рассчитывать сумму дивидендов для владельцев бизнеса. Конечно, я не удивлюсь, что такая система уже есть и кем то давно используется. Тем не менее, я пришел к ней сам — исходя из собственного опыта и финансового чутья. И как мне кажется, это как раз тот случай, когда не стыдно изобретать велосипед.
Интересно, а бывают ли ситуации, когда «…нет необходимости инвестировать часть денежных средств в развитие…»? Лично я сомневаюсь. И если таких ситуаций не бывает, то инвестиции в развитие являются обязательной статьей затрат, а раз так, то почему бы не включать их в расходы при расчете прибыли?
Поверьте, Сергей, бывают. Да и включать отчисления на развитие в расходы нецелосообразно — логичнее сначала увидеть прибыль, а потом принять решение о использовании ее части на развитие.